Подробнее о проекте

Плавучие технические базы, проекты 326 и 326М

Описание

Плавучие технические базы (ПТБ) проекта 326 были созданы для обслуживания отечественных атомных подводных лодок первого поколения. ПТБ проекта 326 – несамоходное судно, предназначенное для хранения отработавших тепловыделяющих сборок (ТВС) от реакторов, хранения комплектов свежих ТВС, а также хранения жидких радиоактивных отходов в специализированных судовых цистернах. На ПТБ проекта 326 были предусмотрены все необходимые средства обеспечения радиационной безопасности и противохимической защиты. На судне было предусмотрено наличие специального оборудования и комплекса специальных систем, обеспечивающего перезарядку реакторов.

Судовая машинно-котельная установка предназначалась для обеспечения энергией механизмов и систем в повседневной эксплуатации и при перезарядке подводных лодок.

Строительство ПТБ проекта 326 было организовано на двух судостроительных предприятиях: на Северном машиностроительном предприятии («Севмаш») в городе Северодвинск было построено 4 ПТБ; на судостроительном заводе №199 им. Ленинского Комсомола в городе Комсомольск-на-Амуре (Амурский судостроительный завод) также было построено 4 ПТБ. Головная ПТБ была заложена 26 сентября 1958 года в Северодвинске.

Этапы строительства:
ПТБ (Северодвинск) закладка спуск на воду Сдача
«ПТБ-1» 26.09.1958 6.07.1960 13.12.1960
«ПТБ-10» 10.07.1961 10.08.1962 6.10.1962
«ПТБ-22» 20.11.1962 16.10.1963 30.11.1963
«ПТБ-19» 20.07.1963 23.06.1964 25.07.1964

 

Этапы строительства:
ПТБ (Комсомольск-на Амуре) закладка спуск на воду Сдача
«ПТБ-4» («ТНТ-4») 16.01.1960 6.09.1960 21.12.1960
«ПТБ-16» («ТНТ-16») 1962
«ПТБ-24» («ТНТ-50») 1964
«ПТБ-8» («ТНТ-49») 1966

 

Для перезарядки реакторов атомных подводных лодок второго поколения появилась необходимость в модернизации ПТБ проекта 326. В ЦКБ был разработан проект модернизации действующих ПТБ и выпущена рабочая документация проекта 326М.

В период с 1972 года по 1979 год на судостроительных предприятиях в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре все ПТБ проекта 326 прошли модернизацию по проекту 326М. Суда, переоборудовавшиеся в Комсомольске-на-Амуре, были преобразованы в технические танкеры.

Основные характеристики

Длина: - 92,4 м;
Ширина: -13,4 м;
Осадка: - 4,6 м;
Водоизмещение: - 3930 т;
Автономность: - 45 сут.