Женщина и ледокол
Петербург по праву считается ледокольной столицей России – сейчас у стенки Балтийского завода достраивается «Арктика», вовсю ведутся проектные работы по ледоколу «Лидер». Понятно, прежде чем превратиться в стальных гигантов, эти суда начинают свою жизнь в виде чертежей. В петербургском ЦКБ «Айсберг», проектирующем ледоколы, трудится немало женщин – именно в их хрупких руках рождаются чертежи, схемы узлов и оборудования будущих покорителей Севера.
В преддверии 8 Марта корреспондент «Вечёрки» встретился с молодым специалистом ПАО «ЦКБ «Айсберг» инженером-конструктором Забавой УСТИНОВОЙ, которая поведала, каково это быть причастной к созданию атомных ледоколов.
– Помню, к нам в школу приходили представители из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ, Корабелка), рассказывали о профессии морского инженера. Тогда меня их доклад очень впечатлил, профессия корабела была выбрана: само чувство причастности к созданию таких огромных объектов, являющихся гордостью нашей страны, захватило меня с головой, – рассказывает Забава Сергеевна о выборе профессии. – Всегда тяготела к точным наукам.
В старших классах ходила на подготовительные курсы в СПбГМТУ, затем успешно поступила на кафедру проектирования судов, где окончила бакалавриат и магистратуру с отличием. В магистратуре устроилась на работу в ЦКБ, а после окончания поступила в аспирантуру СПбГМТУ.
– Учиться в Корабелке – дело непростое, но наш образовательный процесс был построен таким образом, что в профессию мы были вовлечены чуть ли не с первого курса, – делится Забава Сергеевна. – Участие в конференциях, форумах, инженерных соревнованиях. Более того: нам устраивали экскурсии на судостроительные заводы нашего города, где рассказывали об их работе, а однажды на Адмиралтейских верфях мы наблюдали спуск научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников». Я была в восторге от увиденного, незабываемый момент, когда судно впервые встречается со своей стихией – водой, видеть искренние эмоции радости всех вокруг, что еще раз убедило меня в правильности выбора профессии.
После поступления в магистратуру для успешного написания диссертации Забава устроилась на работу в ЦКБ «Айсберг» на неполную неделю.
– Мне несказанно повезло познакомиться с людьми, которые когда-то еще проектировали легендарный атомный ледокол «Ленин» – первое в мире атомное гражданское судно. Представляете? Через этих людей прошли все существующие в мире атомные ледоколы. Именно с ними я консультировалась, работая над магистерской диссертацией. Нашему бюро 1 июля 2019 года исполнится 72 года, а 1 августа 2019 года один из наших сотрудников отметит 70 лет трудового стажа в ЦКБ, его зовут Альвиан Германович Амосов. Когда видишь человека, который принимал участие в проектировании всех атомных ледоколов, когда слышишь его рассказы о том, с какими трудностями сталкивались инженеры-первопроходцы, как решали поставленные задачи, как все это рисовалось вручную, как это было сложно, но при этом безумно увлекательно, невозможно оторваться, – рассказывает Забава.
Работа в бюро для новой сотрудницы началась с довольно простых заданий – корректировки чертежей, но что знаменательно – то был именно проект 22 220, который сейчас активно строится на Балтийском заводе.
– В процессе проектирования происходят естественные изменения, связанные, например, с тем, что чем ближе к воплощению проекта, тем больше возникает конкретики по оборудованию, – поясняет специалист. – Подобной работой я сначала и занималась. Потом, по мере вовлечения в работу бюро, мне стали доверять более серьезные вещи. Это уже самостоятельная разработка чертежа, его согласование, работа с группой авторского надзора и технического сопровождения проекта на заводе.
Отметим, что сотрудники ЦКБ обязательным образом посещают завод – осуществляют авторский надзор.
– Мы приходим на ледокол, смотрим, что уже построено. Очень интересно наблюдать, как выполненный тобой чертеж реализуется в металле: еще недавно вот эти переборки были всего лишь линиями на мониторе, а потом поднимаешься на борт ледокола и видишь, как реализованы проектные решения в металле: вот эта переборка, вот этот коридор, – подчеркивает Забава. – Инженер всегда должен воспринимать судно не как набор линий, а как живой организм, думать о том, что там будут жить и работать люди.
Помимо всего прочего наша собеседница побывала в Арктике – в августе 2016 года на атомном ледоколе «50 лет Победы» достигла Северного полюса Земли.
Забава считает, что ей очень повезло: тогда она была выбрана «Атомфлотом» по результатам конкурса на форуме Росмолодежи «Арктика. Сделано в России».
– Тогда я только окончила магистратуру и начинала работу в ЦКБ на полную неделю, делала первые шаги. И в своей заявке написала, что для меня, как молодого специалиста, крайне важно увидеть, как это все работает в реальной жизни, – делится инженер. – И действительно, это было незабываемо! В моей работе это все очень пригодилось. Насколько важно вживую ощущать работу судна – понимаешь, оказавшись в рейсе на действующем ледоколе. В процессе строительства судна сотрудники бюро посещают завод, помимо этого, по моему мнению, еще необходимо, чтобы плавательная практика стала доступнее для широкого круга инженеров, а также студентов, как это было во времена СССР. Для любого инженера-судостроителя (в том числе и для меня) мечта – попасть на ходовые испытания судна, в разработке которого специалист принимал непосредственное участие.
Беседовал Алексей БЛАХНОВ
Оригинал: https://vecherka-spb.ru/2019/03/06/zhenshhina-i-ledokol/