Под руководством инженеров ЦКБ «Айсберг» проведено кренование атомного ледокола «Арктика»
В Санкт-Петербурге, с 24 по 25 декабря по разработанной методике ЦКБ «Айсберг» на «Балтийском заводе» на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» (проект 22220) прошел опыт кренования – искусственного создания крена для определения положения центра тяжести с целью получения данных по определению остойчивости судна. Опыт начали ранним утром, 24 декабря, и завершили его после полуночи 25 декабря. Было задействовано почти 100 специалистов, в том числе представители ЦКБ «Айсберг», АО «Балтийский завод», ФГУП «Атомфлот», Российского морского регистра судоходства и другие. Ключевые роли в испытаниях заняли плавучий кран «СПК-1 «Демаг» и береговой кран завода, которые перемещали твердый балласт, и три буксира, при помощи которых перемещали плавучий кран. Во время операции судно отводили от причальной стенки и использовали автономное электропитание, питание с берега было отключено.
Для создания крена на «Арктике» использовался твердый балласт в виде чугунных грузов различной массы, достигавшей 55 тонн за единицу. Замеры крена проводились с помощью длинных весков, подвешенных в нескольких помещениях судна, отклоняющихся в зависимости от положения крен-балласта на ледоколе. Для повышения точности кренования было выполнено 12 этапов перемещения 6 грузов – поочередно на один и на другой борт. Максимальный угол крена при этом составлял три градуса. После каждого перемещения груза замерялись отклонения весков, полученные данные инженеры ЦКБ «Айсберг» сразу же подставляли в расчет, получая уже на борту судна данные о начальной остойчивости ледокола.
Подготовка ледокола к опыту кренования заключалось в освобождении всех судовых цистерн от малейших остатков жидкости, а также уборки лишних грузов (строительных лесов, строительного оборудования, материалов и т.д.) из помещений судна.
Была выработана особая стратегия совместной работы плавучего и береговых кранов, благодаря чему в плановое время кренования удалось выполнить. Этому способствовали и погодные условия – полный штиль и отсутствие ветра.
Также были произведены замеры осадок ледокола по маркам углублений с борта катера, и высоты надводного борта.
Ледоколы проекта 22220 – универсальные (двухосадочные), поэтому операции по кренованию здесь уделяется особое внимание. Полученные результаты уточнили данные эксплуатационной документации атомного ледокола.