Самый большой атомный ледокол в мире построят на заводе «Звезда» в Приморском крае
Для обеспечения круглогодичной навигации крупнотоннажного флота в Арктике необходимо обеспечить во льдах широкую проводку судоходного канала и большую скорость прохода каравана судов. Для этих целей правительство намеревается построить крупнейший в мире атомный ледокол «Лидер».
Атомный ледокол «Лидер» проекта 10510 – перспективная разработка, его будут строить несколько лет. Предполагалось, что Росатомфлот построит ледокол к 2023 году в Санкт-Петербурге или Северодвинске за счет бюджета на освоение Арктики. Но в прошлом году Минэкономразвития срезало финансирование северной программы.
В дни Морского салона во Владивостоке была озвучена информация – «Лидер» будет строить судоверфь «Звезда» в Большом Камне. Эту информацию подтвердил и вице-премьер Юрий Борисов, добавив, впрочем, что официально о закладке ледокола в Приморье объявит Владимир Путин во время Восточного экономического форума.
Гигантский атомный ледокол водоизмещением почти 72 000 тонн обеспечит скорость проводки 12-13 узлов, тогда как сейчас караваны движутся с максимальной скоростью три-четыре узла. Лед он сможет колоть толщиной до четырех метров, а коридор составит 50 метров в ширину.
Главным проектировщиком гиганта ледового класса является ЦКБ «Айсберг». Они вместе с ОКБМ им. Африкантова и Крыловским научным центром за два года провели расчеты, представили и утвердили проект.
«Россия является единственной страной, у которой есть атомный ледокольный флот, а “Айсберг” является проектантом их всех, – объясняет Александр Рыжков, генеральный директор ЦКБ “Айсберг”. – Под нашим контролем были построены ледокол “Ленин”, серия типа “Арктика”, самый мощный ледокол “50 лет Победы”, а также мелкосидящие ледоколы “Таймыр” и “Вайгач”. Сейчас атомный флот насчитывает четыре ледокола, однако почти все они через четыре-шесть лет будут выведены из эксплуатации, поэтому им необходима замена. На Балтике сейчас строится новая серия проекта 22220 мощностью 60 МВт. Что же касается “Лидера”, то мы завершили разработку технического проекта и согласовали со всеми заинтересованными организациями. И в принципе мы готовы приступить к разработке конструкторской документации».
«Лидер», который будет строиться в Большом Камне, имеет впечатляющие параметры. Перед проектированием заказчик поставил нестандартную задачу. Обычно требуется обеспечить максимальную ледопроходимость при скорости один-два узла. По «Лидеру» была поставлена цель обеспечить коммерческую скорость проводки 10-12 узлов в двухметровом льду – это средняя толщина льда в наиболее сложный период в Арктике.
«При проектировании мы серьезное внимание уделяли этому вопросу, выбирали формы обводов корпуса, провели целую серию испытаний в ледовом бассейне Крыловского центра, – рассказывает Александр Рыжков. – Эти испытания подтвердили, что “Лидер” сможет двигаться с заявленной скоростью. Предельная его ледопроходимость составляет 4,3 метра. Такой лед в Арктике мы вряд ли вообще встретим, но ледокол в любом случае сможет его пройти».
Навигация благодаря постройке такого ледокола станет возможна на высокоширотных и приполюсных маршрутах, причем круглогодично и по графику. Дело в том, что предугадать ледовую обстановку очень сложно. Это всегда вносит изменения в график прихода судов.
Длина будущего атомного ледокола составляет 210 метров, ширина 47 метров, осадка 11 метров. Ледокол оснащен двумя реакторами типа РИТМ-400 отечественной разработки, четырьмя главными турбинами, как на ледоколах проекта 22220, четырьмя гребными электродвигателями. Мощность винта 120 МВт. Строительство такого уникального ледокола затронет много смежных отраслей. Проект станет серьезным локомотивом роста экономики страны. Правда, строительство его планируется завершить только в 2027 году, и то, если все пойдет по плану.