В Музее военно-морской славы прошел День ледокола «Ленин»
Главный инженер ЦКБ «Айсберг» Андрей Гаврилов выступил в Музее военно-морской славы (Кронштадт) с лекцией о ледоколе «Ленин», проект которого был разработан коллективом ЦКБ в середине 20 века. «Ленин» стал первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой.
Андрей Гаврилов отметил, что это был уникальный проект, который стал опытной площадкой для испытаний десятков открытий и изобретений, где использовались новые решения в технологии постройки.
Из лекции главного инженера:
20 ноября 1953 года Правительство СССР выпустило Постановление с предписанием приступить к проектированию и строительству первого в мире атомного ледокола проекта 92 для освоения Арктики. Перед создателями судна стояла непростая задача: в предельно сжатые сроки обеспечить не только мощность и надежность энергетической установки, но и безопасность команды.
Техническое задание на разработку эскизного проекта ледокола было утверждено 18 августа 1954 года.
Эскизный проект ледокола был утвержден Постановлением Правительства СССР от 18 августа 1955 года, а технический проект – в начале 1956 года.
Закладка ледокола состоялась 17 июля 1956 года на Ленинградском судостроительном заводе имени Андре Марти (сейчас АО «Адмиралтейские верфи»), 5 декабря 1957 года произошел спуск на воду, и уже 3 декабря 1959 года по завершении государственных испытаний был подписан Акт Государственной комиссии о введении нового судна в эксплуатацию. На борту «Ленина» поднят государственный флаг СССР.
Главным конструктором проекта стал В. И. Неганов. Работы по проектированию выполнялись в тесном сотрудничестве с ОКБМ «Африкантов», НПО «Аврора», ЦНИИ им. ак. А. Н. Крылова. Атомная установка проектировалась под руководством И.И. Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А.П. Александров. В институте «Прометей» для ледоколов была специально разработана корпусная сталь марок АК-27 и АК-28. В создании судна приняли участие многие заводы СССР, была организована совместная работа над проектом большого количества контрагентов – всего около трехсот предприятий и научно-исследовательских институтов.
«Ленин» прослужил практически тридцать лет и провел через арктические льды более 3700 судов. В июне 1971 года стал первым из надводных судов, которое прошло севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» проекта 1052 на Северный полюс в 1977 году.
За время эксплуатации с 1959 по 1989 гг. атомный ледокол «Ленин» неоднократно модернизировался, и самой масштабной стала реконструкция, связанная с полной заменой в 1967 году ядерной энергетической установки, когда на предприятии «Звездочка» в Северодвинске по проекту ЦКБ «Айсберг» была проведена уникальная операция по замене реакторной установки ОК-150 на новую двухреакторную ОК-900.
В наши дни ледокол «Ленин» продолжает нести свою вахту как объект культурного наследия. Теперь это музей, который знакомит посетителей с историей освоения Арктики, атомного ледокольного флота, демонстрируя талант и творческий потенциал своих создателей.
С появлением атомных ледоколов началось настоящее освоение Арктики. Атомные ледоколы открыли возможность круглогодичной навигации Северного морского пути, на десятилетия предопределили технологическое преимущество в атомном судостроении и заложили основы российского присутствия в Арктике.
В заключении лекции Андрей Гаврилов ответил на вопросы слушателей.