«Россия» станет самым мощным ледоколом в мире
Леонид Ирлица: «Без атомных ледоколов невозможна эффективная эксплуатация акватории Северного морского пути»
И. о. генерального директора ФГУП «Атомфлот», рассказал корреспонденту «Ведомости. Экологии» о технических особенностях универсальных ледоколов серии 22220, сверхмощных атомоходов проекта 105010, областях их применения и задачах, которые они будут решать в ближайшие десятилетия.
– 29 ноября универсальный атомный ледокол «Урал» серии 22220 прибыл в порт приписки Мурманск. Неделей раньше в Санкт-Петербурге был спущен на воду ледокол «Якутия» этой же серии. В чем особенность судов этого проекта, какие технологические новшества в них применены?
– 2 декабря атомоход «Урал» вышел в первый рабочий рейс. Экипажу атомохода предстоит работать в Обь-Енисейском районе Карского моря. Что касается ледокола «Якутия», его спуск на воду является завершением одного из этапов строительства. Ввод в эксплуатацию атомохода запланирован на конец 2024 г.
Сейчас в акватории Севморпути работает два судна проекта 22220 — головной универсальный атомный ледокол «Арктика» и первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь».
Атомные ледоколы этой серии — наглядная демонстрация самодостаточности страны в технологической и промышленной отраслях. Более 90% оборудования на них произведено отечественными компаниями. Это принципиально новый проект, разработанный ЦКБ «Айсберг». Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (дудинское направление) и Обской губы. Кроме того, улучшена ледопроходимость судов. Если атомный ледокол «50 лет Победы» способен преодолевать лед толщиной 2,8 м, то атомоходы проекта 22220 — до 3 м.
Отдельно стоит отметить систему электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Это первая российская разработка, позволяющая получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах. Эффективная эксплуатация этих судов станет определяющим фактором устойчивого развития судоходства в акватории Северного морского пути.
Ледоколы проекта 22220 оснащаются двухреакторными силовыми установками нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанными для этих судов. «РИТМ-200» — инновационная, не имеющая зарубежных аналогов полностью отечественная разработка одного из старейших конструкторских бюро атомной отрасли — «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород, входит в состав АО «Атомэнергомаш»). Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. «РИТМ-200» почти в 2 раза легче и компактнее предшествующих атомных установок и, соответственно, дешевле. Он менее материалоемок и занимает меньше места на судне, а следовательно, экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).
– Вице-премьер Виктория Абрам-ченко приняла участие в спуске «Якутии» на воду. По ее словам, «Якутия» станет самым экологичным ледоколом этого класса. Как можно проиллюстрировать это утверждение?
– В 2021 г. «Атомфлот» стал обладателем национальной премии в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России «Хрустальный компас». В номинации «Лучший экологический проект промышленных предприятий и бизнеса» победа присуждена «Атомфлоту», ЦКБ «Айсберг» и Балтийскому заводу за проект «Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220». Эти ледоколы обладают исключительными техническими характеристиками и отвечают самым высоким требованиям радиационной безопасности.
– Чем ледоколы серии 22220 отличаются от строящегося ледокола проекта 105010 «Россия», который, как предполагается, станет самым мощным в мире?
– Головной атомный ледокол «Россия» будет оснащен реакторами «РИТМ-400». Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной до 4 м. Атомоход сможет прокладывать канал шириной около 50 м. Принципиально новая задача для ледокола — не просто проложить канал при максимальной ледопроходимости, а обеспечить коммерчески обоснованную скорость проводки транспортных судов в тяжелых ледовых условиях. Средняя толщина льда — около 2 м, коммерчески обоснованная скорость доставки грузов газовозами и танкерами — 12-14 узлов (22-26 км/ч). Требование обеспечить эти условия проводки было поставлено в техническом задании на ледокол.
Ввод в эксплуатацию ледокола «Россия» позволит гарантировать безопасные и регулярные проводки в восточном районе Арктики и откроет новые возможности для коммерческих высокоширотных маршрутов. Планируется построить три ледокола проекта 10510.
Контракт на строительство головного ледокола проекта 10510 подписан с дальневосточным судостроительным комплексом «Звезда» 23 апреля 2020 г., ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2027 г.
– Глобальное потепление меняет регион. В Третьем оценочном докладе Росгидромета говорится, что потепление в Арктической зоне будет продолжаться наиболее заметно в зимний сезон, площадь, занятая морским льдом на акватории Севморпути в сентябре, с 1990-х по 2010-е гг. сократилась в 6 раз с 1,2 млн до 200 000 кв. км и сохранится на этом уровне в ближайшие годы. Не станет ли такое количество атомоходов с учетом тех, которые будут построены, избыточным для Арктики?
– В 2018 г. Арктический и антарктический НИИ подготовил для «Атомфлота» отчет «Прогнозные оценки состояния морского льда в период 2030-2050 гг.». В нем отмечается, что в целом ледовые условия в Северном Ледовитом океане (СЛО) в период 2030-2050 гг., по эмпирическим прогнозным оценкам, изменятся в сторону более легких. Но изменения будут незначительными по сравнению с современными.
Ученые сделали вывод, что ледовые условия в СЛО в эти годы ожидаются более легкими с августа по октябрь. Сезонного исчезновения ледяного покрова в СЛО к 2050 г. не произойдет. Даже в самый легкий год акватория арктических морей будет свободна от льда только с августа по октябрь. На период 2030-2050 гг. придется фаза понижения температуры воздуха в ходе 74-летнего цикла и ледовые условия в арктических морях будут близкими к современным. Поэтому без атомных ледоколов представить эффективную эксплуатацию акватории Северного морского пути невозможно.
– Какими еще задачами кроме проводки караванов по Севморпути занимается ледокольный флот «Росатома»? Для реализации каких научных исследований он привлекается?
– «Атомфлот» участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России. Предприятие оказывает содействие российским ученым при обеспечении работ арктических экспедиций. Например, в 2022 г. в ходе каботажного рейса на борту атомного контейнеровоза «Севморпуть» специалисты Центра морских исследований (ЦМИ) МГУ им. М. В. Ломоносова провели экологический мониторинг акватории Северного морского пути. Полевые работы помогут дополнить недостающие данные о фауне морских акваторий российской Арктики и состоянии морской воды в осенне-предзимний период в границах Севморпути.
Работы по проведению комплексных исследований и мониторинга надводной и подводной экологической безопасности в акватории Северного морского пути проводятся ЦМИ по заказу госкорпорации «Росатом» с 2021 г.
Оригинал: https://www.vedomosti.ru/ecology/science_and_technology/articles/2022/12/08/954309-rossiya-stanet-samim-moschnim-ledokolom-v-mire