1953 году Правительством страны принято решение о строительстве первого в мире атомного ледокола для Арктики (Постановление от 20.11.1953 №2840-1203). Появлению Постановления предшествовало обращение в правительство академиков А.П.Александрова и И.В.Курчатова совместно с руководителями ряда отраслей промышленности и морского флота, в котором указывалось, что появление мощного атомного ледокола в Арктике позволит более эффективно использовать Северный морской путь как важнейшую транспортную магистраль страны.
В 1954 году бюро приступило к проектированию ледокола с атомной установкой, которому было присвоено название «Ленин».
Первые рабочие чертежи атомного ледокола были переданы заводу-строителю в 1955 году, в июле следующего года на Адмиралтейском заводе состоялась закладка ледокола, а уже 3 декабря 1959 года Государственной приёмочной комиссией был подписан Акт приёмки атомного ледокола «Ленин».
За успешное выполнение заданий Правительства по созданию атомного ледокола «Ленин» Указом Президиума Верховного Совета ЦКБ награждено орденом Ленина, а Начальнику ЦКБ – главному конструктору проекта Василию Ивановичу Неганову присвоено звание Героя Социалистического труда.
Эксплуатация атомного ледокола «Ленин» показала правильность выбранного направления на использование ядерной энергии в силовых установках мощных арктических ледоколов. С выходом ледокола «Ленин» на трассу Северного морского пути увеличилась продолжительность навигации и сократилось время проводки караванов судов.
В дальнейшем после разработки более мощной атомной паропроизводящей установки второго поколения атомный ледокол «Ленин» был модернизирован на заводе «Звездочка» и с 1970 года еще в течение 20 лет работал на трассе Севморпути. В 2009 году атомный ледокол «Ленин» был пришвартован у причала Мурманского морского вокзала и сейчас имеет статус Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин».
Длина 134 м
Ширина 27,6 м
Водоизмещение 17 810 т
Ледопроходимость 1,7 м
Мощность главной энергоустановки 44 000 л.с